Дерево жизни рисунок 4 класс


ИЗО мировое дерево конспект с презентацией

Конспект по ИЗО

Тема: Рисование листа Мирового дерева гелиевой черной ручкой.

Цели и задачи:

1. Привлечение детей к творческому процессу

2. Развитие креативного мышления, художественного вкуса.

3. Воспитание усидчивости, бережного отношения к окружающей флоре.

4. Осуществление межпредметных связей (окружающий мир).

Оборудование:

Презентация. У детей – черная гелиевая ручка, плотный лист бумаги.

ХОД УРОКА

-Здравствуете ребята! Садитесь!

Меня зовут Наталия Викторовна,урок изо сегодня у вас проведу я.

-Что вы знаете о Мировом дереве?

- Мирово́е де́рево (лат. Arbor mundi) — мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.

- Корни Мирового Древа омывают воды загробного мира, его ствол, взметнувшийся в небо, обвивает Змея — сим¬вол движущейся по спирали энергии зем¬ли, а крона пронзает космическое про¬странство. Растет Мировое Древо либо в раю, либо на священной горе (у каждого народа она своя, также как и представле¬ния о породе дерева). Для народов Восточной Европы Древо Жизни — это береза, для народов Сибири — лиственница, а для некоторых племен Южной Америки-бамбук. Мировое Древо славян, похожее на громадный раскидистый дуб, связывает воедино обитаемый мир людей, подземный Мир Мертвых и девять небес. На чудесном дубе созревают семена всех существующих деревьев и трав, а на седьмом небе, на волшебном острове, живут прародители всех зверей и птиц.

-Ребята,сегодня вам предстоит представить себе лист этого дерева и нарисовать его. А рисовать вы будете черными гелиевыми ручками!

-Давайте рассмотрим на примере рыбы,как вы будете рисовать лист.

Шаг первый.Рисуем рамку 4 линиями. Размер оригинала 11,5х8 см. На листе А5 формата. Размер может немного отличаться. Размещайте рамку в середине листа.В середине рамки рисуем контур Рыбы. Можно сначала нарисовать контур карандашом. Затем, когда чернила высохнут, карандаш можно будет стереть.

Шаг второй.Тело рыбы, хвост и плавники разделяем продольными линиями.

Шаг третий.Рисуем детали, последовательно, как показано на рисунках.

Шаг четвертый.Создаем для рыбы окружающую среду.a) сначала по углам рисуем раковины, видимые на четверть.b) Оформляем края кружкамиc) Рисуем водоросли улиток, звезды и детализируем ихd) Заполняем пространство (воду) пузырьками

Шаг пятый.Кажется, что картина готова, но можно придать ей завершенности, заполнив свободное пространство точками. Тогда картина станет более энергетичной, будет притягивать взгляд.

Выставка рисунков в конце урока.

Учитель: Егорова Т.М.______________

Методист: Перстнева А.А.____________

Оценка:___________

infourok.ru

Мировое Дерево и образ Мирового Дерева в искусстве и жизни человека.

Самым важным вопросом людей

было устройство Вселенной,

Космоса и возникновение жизни на Земле.

О расширении познаний человека

в области строения космоса

и живой природы рассказывает нам

язык мировой художественной культуры и искусства.

Во многих мифах прослеживается постепенное появление растений, животных и людей.

От рождения — к цветению, затем к плодоношению.

Человек сравнивал свою жизнь с деревьями.

Но многие деревья превосходили человека по продолжительности жизни.

Это дуб,

 

ива, кедр, сикимора,

баньян,

явор, лиственница и другие.

Именно дерево стало основой сравнения с мировым макрокосмосом.

Появилось понятие: Мировое Древо.

Образ Мирового Древа часто звучал и отражался в произведениях народного творчества:

в былинах, сказках, мифах, легендах, притчах, загадках и прочее.

 

Сирины и Мировое Дерево.

Миф. *Славяне верили, что в центре мира растёт огромное дерево, которое соединяет мир богов и людей, землю и небо.

Самые длинные ветки этого дерева достигают небесного свода, а корни уходят в царство мёртвых.

Мировое древо это находилось в океане на острове Буяне, до которого не дойти, не добраться.

На священном дереве обитают боги, а под землёй в его корнях живут разные представители тёмных сил:

на цепи прикован бес, в яме живут змея Шкурупея и другие демоны.

Образ Мирового Дерева сохранился в загадках, заговорах.

В свадебных песнях часто обращались к Мировому Дереву: в его кроне свивает гнездо соловей,

в стволе - пчёлы, приносящие мёд, у корней - горностай с детками и сами молодожёны.

Жених и невеста как будто оказывались в центре мира - у мирового дерева.*

Образ Мирового Дерева прослеживался у всех народов и народностей мира.

Космос, Вселенная и образ Мирового Дерева раскрывались как познание Добра и Зла.

Особая жизненная сила спрятана в середине Дерева жизни, передается по наследству.

Наскальные рисунки древности первыми говорят о Древе Жизни.

Мировое дерево выражает идею гармоничности строения мира.

Дерево — это ствол, ось, центр, стержень, дух.

В основе Мироздания тоже есть Небо, Земля, а именно:

Корни, Ствол, Ветви и Крона.

Крона — это Небеса.

Корни- Нижний мир, мир смерти или бессмертия.

Ветви — 4 стороны света.

Реки, что текут от корней — это источники судьбы человека.

Слева от древа -луна, ночь, зима, холод, нечетная сторона, чужеродная сторона, ложь.

Справа: правдивые отношения, летний день, солнце, четная сторона, юг, дом, тепло.

В Верхнем мире жили птицы, в среднем мире жили животные, в нижнем мире жили лягушки, змеи, рыбы и прочее.

Мировое Дерево в славянской мифологии.

Все в человеке есть от дерева.

Многие поэты и писатели воспевали Древо жизни.

Поэт Сергей Есенин  сказал однажды: «У  россиян все от Дерева - вот религия мысли нашего народа».

И пояснил, зачем и почему дерево вышивается  обычно лишь на полотенцах – рубашках.

В этом глубокий смысл. «Дерево – жизнь. – Пишет поэт.

– Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою.

Вода есть символ очищения... Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева,

наш народ немо говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою,

что он помнит себя семенем надмирного дерева, и,

прибегая под покрова его, окунаясь лицом в полотенце,

он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его,

чтобы подобно дереву он мог осыпать с себя шишки слов и дум

и струить от ветвей – рук тень – добродетель»  

 

Примета народная - посадить дерево в саду , это посадить жизнь,

дать основу новому рождению и продолжению рода на земле.

Хороводы славян вокруг Дерева , это особенный ритуал благодарения.

Древо Мира — это отражение культуры и порядка в мире для всей цивилизации человеческой

.

Ученые и исследователи увидели в росписи домов крестьян элементы Дерева Жизни как оберег.

В иконах и в иконописи  часто встречается  образ Мирового Дерева .

Пример: икона 17 века "Явление Богоматери и Николы пономарю Юрышу".  

Мировое дерево, Мировое Древо  и Мировое Яйцо — это особенная концепция,

в которой содержится множество знаний и познания мира.

Мировое Яйцо.

Это модель Вселенной и человека, а в ней есть место для каждого человека ,

для предмета, явления, существа или явления.

Древо Мира — это символ стремления, восхождения, плодородия и желаний, побед и поражений.

У всех народов был символ своего Дерева Мирового.

В Древе Мира есть Прошлое, Настоящее и Будущее.

Мировое Древо или Древо Жизни может содержать в себе такие понятия:

пуп земли, ось мира, мировое яйцо, цепь,

колонна, лестница, трон, алтарь и другие термины.

Древо жизни у славян.

Самое главное понять, что ДРЕВО ЖИЗНИ — это принципиальное строение Времени и Пространства,

а так же это зеркальное отражение процессов на нашей Земле.

 «Древо жизни». Фреска Таддео Гадди. Якобы около 1360 г. Флоренция,

церковь Санта Кроче, капелла Барончелли.

Крест, на котором распят Христос, представлен в виде огромного дерева.

А так же происходящее в природе и в окружающем нас мире,

в микрокосмосе как человек и микрокосмосе -Вселенная.

Психика человека — тоже подобна макрокосму. Уверенный в себе человек воспринимает себя подобным

Мировому дереву, он крепко стоит на Земле, ощущает в себе Бога и подобным Богу.

Он способен управлять своей собственной жизнью, желаниями, целями, способностями.

Он с радостью воспринимает окружающее. Если человек отрывается в сторону от своего Древа Жизни,

то в его жизни больше негатива и страданий, болезней и горя.

Мировое Дерево — это источник вдохновения для художников,

Н.К.Рерих. Древо преблагое (Гнездо преблагое — глазам прельщение) (эскиз)

 а так же для писателей, поэтов, композиторов,

архитекторов и народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

Лопасть прялки (или лопасть со стояком) символизирует мировое древо.

Богиня Мокошь - дух, жизнь Мирового дерева, мирового ясеня, мировой сосны.

Древо Жизни - это уникальная программа для хранения , сбора и  отображения информации о людях,

об истории, о прошлом , настоящем, о будущем, 

 о событиях  жизни, а так же служит образцом построения геналогического дерева рода,

где собрана хронология отношений между родственными связями.

Автор статьи Галатея.

Сайт http://xn----8sbafgkeyy8cnf.xn--p1ai/

xn----8sbafgkeyy8cnf.xn--p1ai

Рисунки учащихся школы №2116 - Вид категории: Древо жизни

Рисунки учащихся школы №2116

Главная » Декоративно-прикладное искусство России. Истоки » Древо жизни К обзорной странице категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,339 Доступ ко всем фотографиям вместе: 738,766

TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные Древо жизни

Сортировка по Основные настройкиДатаНазваниеПо возрастаниюПо убыванию

22 фото в этой категории

  • 5 класс
  • Доступ: 636
  • Описание: гуашь
  • 5 класс
  • Доступ: 837
  • Описание: гуашь
  • Древо жизни
  • Доступ: 704
  • Описание: 5 класс
  • Символы и знаки. Древо жизни.
  • Доступ: 659
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 864
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 924
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 655
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 657
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1962
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 814
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 798
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 714
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 691
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 570
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 634
  • Символы и знаки. Древо жихни
  • Доступ: 604
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1384
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1094
  • Символы и знаки.Древо жизни
  • Доступ: 660
  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1030
  • Описание:

    5 класс 

  • Символы и знаки. Древо жизни
  • Доступ: 1096
  • Описание: 5 класс
  • Древо жизни
  • Доступ: 786
  • Описание:

    Символы и знаки

     Древо жизни

    5 класс 

 

22 фото в этой категории

TOP 12: Лучшие оценки - Самые новые - Последние комментарии - Самые популярные Ограниченные Категории

Общее количество фотографий во всех категориях: 1,339

К обзорной странице категории

borbatelena.ru

Урок изобразительного искусства в 4 классе. Древо жизни

Урок изобразительного искусства в 4 классе, УМК «Перспектива» (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова)

Тема: Древо жизни – символ мироздания

Цель: Создание условий для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.

Оборудование:

Для учителя: презентация по теме урока.

Для учеников: ½ ватмана, простой карандаш, акварель, гуашь, кисти, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера;

готовность слушать собеседника и вести диалог; овладение логическими действиями сравнения, анализа художественных произведений, определение общей цели урока и путей ее достижения, владение устной речью для выражения своих мыслей и чувств.

Предметные: формирование основ художественной культуры; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства и в художественной практической деятельности (рисунке, живописи).

Ход урока

1.Организационный этап.

Ребята! Сегодня на нашем уроке гости. Поздоровайтесь с гостями.

2.Введение в тему.

Начинаем наш урок.

- Ребята! Послушайте меня внимательно и догадайтесь, о чём я говорю.

(Учитель читает: … - многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону)

- Дерево относится к живой или неживой природе?

- Мы живём в окружении леса, из нашего окна прекрасный вид. Скажите, есть ли жизнь на дереве, а возле дерева?

- Как связать эти два слова: дерево, жизнь? Кто может предположить тему нашего урока?

- Правильно ребята тема нашего урока образ дерева, взятый в более широком смысле этого слова: «Древо жизни – символ мироздания» (слайд – тема урока)

- Какие слова вам незнакомы и непонятны?

- Как вы понимаете смысл фразы - символ мироздания?

Мироздание – это невообразимо огромная система видимых и невидимых для нас миров, совершенно разных по своей природе. Все миры связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга. (Слайд)

Ещё раз прочитайте тему урока.

- Как вы думаете - каким будет творческое задание по теме? (изображение деревьев, создание древа жизни)

3.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Учитель демонстрирует слайды с изображением деревьев. Пять деревьев – Дуб, Берёза, Сосна, Осина и Ель – являются пятью столпами - символами нашего мироздания.

- Как вы думаете, какое значение имел лес и дерево в жизни человека?

- А что люди получали от дерева?

Образ древа жизни встречается у многих народов. С самых древних времен к дереву у человека особое, трепетное отношение. Под его ветвями и кроной он искал защиту, питался его плодами, использовал древесину для строительства и обогрева жилища, изготовления инструментов и предметов обихода. Славяно - руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево было равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, человек выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. К  деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Деревьям люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.

Итак, ребята! Что является одним из древнейших созданий природы, с которым человек так крепко дружен? (дерево)

Структура древа складывается из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.

4.Динамическая пауза.

Выросли деревья в поле. (Учащиеся встают из-за парт)Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)Каждое старается,К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)Вот подул веселый ветер,Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)Даже толстые стволыНаклонились до земли. (Наклоны вперед)Вправо-влево, взад-вперед –Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)Он их вертит, он их крутит.Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)Ветер стих. Взошла луна.Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

5.Первичное закрепление изученного материала.

В искусстве образ дерева один из любимых мотивов. Это древнейший символ, с его помощью передаётся представление о структуре мира. Полюбуемся произведениями живописцев, графиков и мастеров декоративно – прикладного искусства, в произведениях которых главным героем является дерево. (И. Шишкин, А. Саврасов, И. Левитан, А. Мунхалов)

Ответы на вопросы учителя:

- почему художники любят изображать деревья в своих произведениях?

- какое отношение к деревьям выражают в своих произведениях художники?

- что символизирует образ дерева в народном сознании? (представление о структуре мира)

В каких работах художников, по – вашему мнению, древний символ мира выражен ярче? (учащиеся называют работы художников)

- отличается ли картина мира в сознании современного человека от представлений предков? (или: продолжают ли жить традиции почитания дерева в наши дни?)

- каким должно быть отношение современного человека к дереву? Почему?

6.Практическое задание

(Работа в группах)

Обучающимся  раздаются по 1/ 2 ватмана. Каждой группе дается задание изобразить древо жизни по представлению:

1группа - Руслан и Людмила (У Лукоморья дуб зеленый…)

2 группа - Сказка о царе Салтане (ель во дворце князя Гвидона)

3 группа – аппликация (ваше видение древа жизни)

4 группа – Представьте, что вы художники – мультипликаторы и вам надо создать своё древо при помощи фломастеров и цветных карандашей.

(Все группы могут использовать дополнительный подручный материал: бабочки, пчёлы, фигуры животных и т.п.)

Взаимооценка: оцените друг друга (!, +)

7.Рефлексия

- Что мы создавали сегодня на уроке? (древо жизни)

- Почему образ дерева является древнейшим символом окружающего мира? (с его помощью передаётся представление о структуре мира)

- Если вам понравился урок, вы узнали что – то новое, повесьте на веточку нашего дерева жёлтый лист, если не всё было понятно – зелёный.

8. Домашнее задание.

Подготовить защиту своих творческих работ.

multiurok.ru

Урок ИЗО в 4 классе "Древо жизни — символ мироздания. Символическое и реалистическое изображение. Наброски и зарисовки" - РИСОВАНИЕ - ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА - Каталог файлов

Творческая работа: Выполни зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти или представлению.

Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры, по памяти или представлению (графические материалы).      Основные цели и задачи урока1. Создавать условия для формирования у учащихся понимания одного из ведущих и древнейших символов-образов искусства — древа.2. Способствовать возникновению у четвероклассников эмоционально-эстетического отклика при восприятии явлений природы и произведений искусства.3. Развивать у школьников наблюдательность, способность и умение передавать характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации в набросках и зарисовках. Формировать навыки быстрого рисования с использованием графического приема «живая линия».    

 Примерный ход урока

1. Продолжение знакомства детей с ведущими символами-образами народного и изобразительного искусства, главным мотивом — древом жизни.2. Работа с текстом учебника (с. 11—15) и диалог с учащимися по произведениям вернисажа «Лесные исполины» (У., с. 12—13), анализ набросков, созданных художниками.3. Выполнение четвероклассниками набросков и зарисовок деревьев с натуры или по памяти, по представлению (Т., с. 7—9).4. Подведение итогов: просматриваем работы учащихся, выявляем наиболее характерные и выразительные изображения деревьев.

      В беседе с учащимися продолжается развитие темы предыдущего урока. В ходе беседы, во-первых, важно обратить внимание детей на ярко выраженную символичность народного искусства, которая свойственна и классической живописи, хотя не всегда достаточно в ней очевидна. Во-вторых, стоит отметить, что символика, рожденная в глубокой древности, своими истоками связана с мифологией, при этом магический, мифологический смысл древних представлений не исчезает бесследно, а лишь ослабевает, зато ярче проявляется эстетический и нравственный их смысл. Современный народный мастер или художник-живописец не вкладывает в свои произведения той мифологической идеи, которая была главной в мифопоэтическом мышлении древних людей. Однако найденный когда-то прием художественного выражения своего отношения к окружающему миру хранится и передается от поколения к поколению. Не случайно поэтому, что через образ-символ, например древо жизни, современные художники решают проблемы целостности окружающего мира, его красоты, его безграничного многообразия.      Для создания эмоционально насыщенной атмосферы, помогающей детям ощутить значимость земного образа-символа, стоит использовать справочные материалы. Включение в урок произведений народного и профессионального искусства раскрывает интегративные связи между разными видами искусства, имеющими общие истоки в природе и мифопоэтическом отношении человека к ней.      Приступая к практической работе, проанализируйте наброски деревьев, выполненные И. Шишкиным (У., с. 12). Четвероклассники уже не раз рисовали различные деревья, поэтому следует их настроить на новое видение этих уникальных творений природы. Включите в разговор с детьми поэтические строки. Предложите учащимся рассмотреть образцы выполнения набросков (Т., с. 7), подкрепите свое объяснение выполнения задания советами художника (см. справочный материал). Работу следует выполнять на затонированной бумаге, поэтому посоветуйте четвероклассникам наряду с такими графическими материалами, как уголь, фломастеры, использовать белый мел.      Подводя итоги урока, рассмотрите с детьми выполненные ими наброски; отберите наиболее выразительные из них и попросите ребят обосновать свой выбор; поясните, в чем состоит привлекательность этих рисунков.

      Краткий справочный материал

      Дерево в жизни славянина. К категории почитаемых и священных относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников. К таким деревьям приходили, чтобы избавиться от болезней, сглаза. Люди приносили дары, вывешивали полотенца, одежду, лоскуты, молились. Дубы, вязы, березы относились к заповедным. Такие деревья оберегали людей от бед, а также считались «покровителями» местности, домов, колодцев, озер; они охраняли от пожара и стихийных бедствий. Запрещалось рубить их или наносить им какой-либо ущерб. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю.      Образ мирового древа — одно из уникальных созданий человечества, которое обозначило структуру всех мифологических систем. Благодаря мировому древу человек увидел мир как единое целое и себя в этом мире как его частицу. Выделившись из первозданного хаоса, древо стало инструментом для создания модели космоса. Вертикальная структура древа складывалась из трех частей, или уровней: нижнего — корней, среднего — ствола и верхнего — ветвей. Так в воображении древних сформировались основные зоны космоса, а с ними и сдвоенные противоположности: земля — небо, небо — преисподняя, огонь — вода, день — ночь, свет — тьма, тепло — холод, прошлое — настоящее — будущее, предки — современники — потомки, голова — туловище — ноги. Через древо люди постигали взаимосвязь противоположностей, суть всякого развития.      Древо дало понятие триединого мира: Прави, Яви и Нави. К каждой из трех частей относились определенные существа. Вверху изображали птиц, у ствола — оленей, лосей, лошадей, коров, львов, единорогов, иногда человека и пчел, а у корней — лягушек, змей, рыб. Вся картина мира цельно помещалась по древу.      В одной из русских сказок Иван-дурак забрался на небо по дубу и был удивлен чудесам: то, что на земле ценно, на небе нисколько не стоит. Поверья о русалках (умерших девушках или детях), спускающихся с деревьев на землю на Троицкой неделе и тем же способом возвращающихся на «тот свет», еще раз доказывают, что дерево — это путь.      Славяно-руссы считали, что в каждом дереве живет душа. Срубить дерево равносильно тому, что убить человека. Поэтому, чтобы срубить дерево для нужд, славянин выбирал особые дни и часы, разговаривал с деревом, приносил ему подарок, а впоследствии должен был взамен срубленных посадить несколько деревьев, при этом с хвойного дерева, как особо ценного, необходимо было посадить 40 семян. Нельзя было рубить старца, молодое, стоеросовое, буйное, аномальное и скрипучее дерево. Нельзя топором и рябину сечь — пока не засохнет сама. Священные деревья не только не положено рубить, но и хворост около них собирать.      Дерево соотносили с человеком по внешним признакам: ствол — туловище, ветки — руки или дети, сок — кровь. Есть мужские и женские деревья. У мужского ветви растут вверх, а у женского в стороны. При рождении ребенка обязательно сажали дерево, веря, что дитя будет расти так же, как развивается дерево.      В декоративно-прикладном искусстве дерево — один из любимейших образов. Дерево, символизирующее плодородие, изображали на одеждах и полотенцах.      Чаще (в вышивке) дерево изображали с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Имело оно и четыре главных цвета: красный, черный, белый, синий.      Мировое древо — основа для упорядочения мышления, памяти, восприятия. Образы внешнего и внутреннего мира нанизываются на ствол, после чего появляются и знаковые системы, слова, числа, абстракции и символы.      Древо вошло в нашу генетическую память, в сферу бессознательного. Некоторые психологи считают, что дети, рисующие много деревьев, изображают именно древо жизни — древо рода, место встречи человека со Вселенной, символ всякого целого. (Васильченко Л. П. Природа славян / Л. П. Васильченко. — Томск, 2002. — С. 30.)      Рисуем природу. Теперь поговорим о деревьях. Начнем, конечно, со скелета ствола и ветвей. Чтобы рассмотреть получше, найдите сухое дерево. Порисовать его полезно для понимания конструкции. Любопытную закономерность у деревьев подметил Леонардо да Винчи. Если срезать все ветки на любой высоте и сложить их в плотный пучок, то он будет примерно равен по толщине стволу у основания дерева. Это значит, что чем выше, тем тоньше ветви дерева и тем больше их становится, а самый верх уже представляет собой сплошной шатер из тоненьких веточек.      Рисуя дерево, следите, чтобы толщина ствола постепенно уменьшалась к вершине и чтобы ни одна веточка не становилась толще части, из которой выросла, иначе она будет напоминать опухший палец, который толще руки. Порядок постепенного уменьшения толщины ствола и веток будет неизменным, как бы криво ни росло дерево.      Несколько слов о коре, важном элементе ствола, фактура которой придает характер дереву. Так, струпья дубовой коры говорят о необычайной жесткости дуба, гладкая береста — о гибкости и упругости березы, а еловый ствол такой же колючий, как хвоя елки.      Теперь о самом трудном — о кроне дерева. Вначале, чтобы ее как следует понять, желательно сравнить с чем-нибудь знакомым. Например, кроны липы, клена, ветлы в их обобщенном виде похожи на пушистые шары, дыни, груши, а крона елки — на конус. Дерево полностью трудно увидеть вблизи, но, если отойти шагов на сто — двести, детали сольются в целое и станет видна форма, на которую похожа его крона. Конечно, вы легко ее изобразите, проложите тень, а потом задача потруднее: передать фактуру кроны. Она чрезвычайно сложна и состоит из рельефа листьев, мелких веточек, больших сучьев да еще просветов, сквозь которые видны части ствола и даже небо. И если вы сможете увязать общую форму кроны с ее различными фактурами и скелетом дерева — несомненно, работа удастся.      Изображая дерево, внимательно следите за направлением веток и листьев. Порядок здесь сложный и у каждой породы свой. Молодые, легкие ветки тянутся вверх, а нижние, которые постарше, «устали», провисают. Такая закономерность видна у елки, березы, ивы. (Юный художник. — 1990. — № 7. — С. 44—45.)      «Царь лесов». Современники каждый раз восхищались тем, что русский живописец, пейзажист Иван Иванович Шишкин (1832—1898) «лесище уволок целиком из натуры» да и вставил его в картину.      «„Облюбовав этюд, он обыкновенно расчищал кустарники, обрубал сучки и отгибал деревья, — вспоминала племянница художника, — чтобы ничего не мешало ему видеть выбранную им картину, потом устраивал себе сиденье из сучьев, из леса делал идеальный по простоте и удобству мольберт и располагался как дома". Он умел удобно устроиться над водой на какой-нибудь упавшей березе, чувствуя себя там свободно, причем писал огромные этюды — „чуть не в два аршина длиной и шириной". А в Шмецком лесу, где он писал в последние годы, у него были везде сделаны удобные сиденья из пней, сучьев и мха. Без устали работая в этой лесной мастерской, часто отказываясь от посещения друзей и развлечений, он довел свое мастерство до совершенства, умел создавать равно убедительно „портреты" корней и хрупкой травинки. Шишкин — это „человек-школа", писал о нем И. Крамской. Карандаш его называли беспримерным». (Жукова А. Рассказы о художниках / А. Жукова. — М., 1968. Далее цитируется это издание.)

tetradkin-grad.3dn.ru

Рисуночный тест «Мое дерево»

Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне.

При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции.

Задание к тесту

Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу?

Интерпретация рисунка «Мое дерево»

Определение наклонностей и особенностей характера человека

1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений.

2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности.

3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам.

4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный.

5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору.

6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего.

7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией.

8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности.

9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации.

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

Некоторые особенности рисунка

1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека.

2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего.

3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию.

4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам.

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

Анализ рисунков к тесту «Мое дерево»

Представленные рисунки деревьев были выполнены клиентами самого разного возраста при проведении психологических консультаций с целью диагностики и выявления душевного, эмоционального состояния человека.

Рис. 1Если внимательно посмотреть на рисунки, то можно отметить одну общую особенность, которая связывает их: нарисованное дерево рассказывает о самом сокровенном – об одиночестве и переживаниях, о любви и желании любить, о надеждах на самое лучшее. Это служит достаточным доказательством того, что любое переживание человека, оставляя в его сознании след, так или иначе будет обозначено в рисунке.

Андрей, 16 лет

Андрей очень ранимый и склонен переживать по любому поводу, испытывает постоянное чувство тревоги и беспокойства за свои действия и поступки.

Свой рисунок (рис. 1) он поясняет следующим образом:

Рис. 2

Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют.

Михаил, 29 лет

Михаил сильно переживает из-за расставания с любимой девушкой, которая предложила больше не жить вместе. Девушка из другого города, поэтому Михаилу пришлось уехать к себе домой, восстановиться на прежней работе, но все мысли у него связаны с девушкой. Он, по его словам, не видит других, кроме нее, и желает только одного – быть вместе и не расставаться.

Рисунок (рис. 2) Михаила имеет следующее пояснение:

Рис. 3

Я вижу себя тополем. Хочу пустить корни глубоко. Хочу, чтобы всегда светило солнце и влаги хватало. Хочу, чтобы рядом было другое дерево и не было зимы.

Ирина, 54 года

Ирина замужем, но с мужем не живет, поэтому испытывает большую потребность в тепле и заботе. Имеет отзывчивый характер. Много лет мучается бессонницей, что отражено как в рисунке (рис. 3) – ствол словно выгрызен посередине, – так и в описании к нему:

Рис. 4

Я яблоня. Я хочу, чтобы меня любили, ухаживали за мной, а я дарила бы свои яблоки. Хочу, чтобы зайцы не грызли мою кору. Хочу, чтобы ко мне прилетали бабочки и птицы, чтобы светило солнышко.

Желание, чтобы не грызли «мою кору», – это как раз те муки, которые Ирина испытывает каждую ночь в бессоннице.

Екатерина, 46 лет

Екатерина влюблена в мужчину своего возраста, их роман очень затягивается, а она мечтает выйти замуж и очень переживает из-за неопределенности отношений.

Рис. 5

Ее лаконичное пояснение к рисунку (рис. 4) совершенно согласуется с ее тоской:

Я березка с зелеными листьями, хочу расти рядом с могучим и сильным дубом, который обвивал бы меня своими ветвями, наклонясь ко мне.

Елена, 60 лет

Женщина уже очень долго живет одна. Есть взрослая дочь, которая выпивает, поэтому их отношения очень сложны. Конечно, такая ситуация угнетает женщину, ее не покидает страх перед будущим своей дочери, а также чувство одиночества. Рисунок (рис. 5) и пояснение к нему отражают это:

Рис. 6

Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще.

Надежда, 58 лет

Надежда прожила в первом браке двадцать два года, похоронила мужа. Спустя какое-то время вышла замуж во второй раз. Замужем находится уже более двенадцати лет.

Рис.7

Живет с мужем и свекровью, которой 89 лет. Помогает 85-летнему отцу. Очень любит цветы, разводит их на даче. Недавно там посадила иву и тщательно за ней ухаживает. И с образом этого дерева женщина себя ассоциирует (рис. 6), точно объясняя почему:

Я вижу себя ивой. Дерево поражает своим жизнелюбием. Я также люблю жизнь. После обрезки оно быстро восстанавливается. Я также стремлюсь быстрей восстановиться после всех ударов судьбы. Очень люблю ветви этого дерева, которые как бы тянутся к кому-нибудь. Я тоже получаю удовлетворение, если кому-нибудь помогу.

Татьяна, 36 лет

Молодая женщина более четырнадцати лет замужем, есть сын. Работает в очень крупной компании, занимается бизнесом, который складывается успешно. По характеру очень доброжелательна, ей свойственна твердость духа. Желает дальше расти в профессиональном смысле, добиваться более высокой должности и успехов. Мечтает о втором ребенке.

Рис. 8

Позитивная настроенность на жизнь и на собственное развитие Татьяны хорошо отражена в ее рисунке (рис. 7) и в рассказе о нем:

Я березка – крепкая, стройная, гибкая, в свежей зелени. Расту в окружении других берез, цветов, травы, птиц, на поляне с ручейком под солнечными лучами. В моей густой кроне – гнездо птиц. Над лесом также летают птицы, слышно их пение и щебет. На поляне – густая, ярко-зеленая трава и быстрый ручеек.

Хотелось бы еще вырасти, окрепнуть, зацвести, опылиться с рядом стоящей березой и дать семена, из которых рядом с нами вырастут новые деревья.

Светлана, 40 лет

Рис. 9

Светлана уже долгое время является директором одного крупного исследовательского института. Замужем, есть сын. В настоящее время стоит вопрос о переселении коллектива в другое помещение. Вокруг здания института ведется строительство, что вызывает сильное беспокойство как руководителя, так и всего коллектива. Рисунок (рис. 8) и комментарий к нему подтверждают это беспокойство:

Я молодая зеленая березка, расту на зеленой солнечной поляне. Ощущаю себя комфортно, поскольку солнышко светит мне нежно и тепло, дождик вовремя поливает землю, которой я насыщаюсь. Мои пожелания: чтобы долгие годы продлилось это состояние, чтобы никто не изменял назначение этой поляны, не вырубал деревьев, не строил никаких строений.

Людмила, 55 лет

Людмила – человек, очень сильный духом. Пять лет назад перенесла инсульт. Восстановила себя. Занимает очень ответственную должность на одном из крупных предприятий. Вполне логично, что она себя ощущает одним из самых могучих деревьев (рис. 9) и готова свою силу передавать другим:

Я – дуб. Я должна быть сильной, крепкой духом. Защищать от непогоды, укрывать от зноя. Корни мои – сильные и долголетние. Укрою всех своих родных, близких, друзей и сотрудников своей кроной.

< Предыдущая Следующая >
 

5psy.ru

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 4 класс) по теме: Урок ИЗО в 4 классе "Дерево" | скачать бесплатно

БОЛЬШЕАТНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

КОНСПЕКТ

открытого урока изобразительного искусства

на тему «Дерево. Рисунок по представлению»

в 4А классе.

Учительница: Валиуллина Л.Р.

                                                Атня-2006

Тема. Дерево.

Цели: 1. Формировать навыки определения линий, формы, цветовых    оттенков, закрепление умения передавать свои наблюдения в рисунке.

            2. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

            3. Способствовать развитию экологического мышления и поведения.

Оборудование: для учителя – листья разных деревьев (клён, берёза, дуб, липа, рябина и др.), фотографии деревьев, методические таблицы «Палитра осеннего леса», «Как дерево растёт», детские рисунки, иллюстративный альбом «Рисование»;

                            для учащихся – раздаточный материал: силуэты и рисунки деревьев, акварель, альбомные листы, палитра, наборы кистей, баночки.

                 

Материал: А.Пистунова. Родник в лесу. Повесть о художнике    И.И.Шишкине.- М.: Детская литература, 1987.

                       И.И.Шишкин – М.:Искусство,1971.

Зрительный ряд: И.Левитан «Золотая осень», «Берёзовая роща»;

                                         А.Куинджи «Берёзовая роща»;

                                         И.Шишкин «Лес зимой», «Лесные дали», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «Осень», «Корабельная роща» и др.;

                                        пейзажи Н Ромадина;

                                        А.Саврасов «Грачи прилетели»;

                                        И.Грабарь «Февральская лазурь»;

                                        К. Юон «Майское утро» и др.

Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года».

Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень»,

                                              загадки о деревьях,

                                              А.С.Пушкин «Анчар»,

                                              И.Токмакова «Яблонька», «Ели».

Вид урока: рисование по представлению реальных объектов – деревьев.

Технология: развивающего обучения.

Методы: эвристическая беседа, изобразительная викторина, анализ, сравнение, обобщение.

                                 

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка рабочих мест.
  1. Актуализация знаний.
  1. Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.    (Дерево)

     Сообщение темы урока.

  1. Загадки о деревьях:

     Ствол белеет,                                     Что же это за девица?

Шапка зеленеет.                                 Не швея, не мастерица.

Стоит в белой одёжке.                       Ничего сама не шьёт,

Свесив серёжки.   (Берёза)                А в иголках круглый год.  (Ель, сосна)

Я из крошки-бочки вылез,                Весной зеленела,

Корешки пустил и вырос,                 Летом загорела,

Стал высок я и могуч,                       Красные кораллы

Не боюсь ни гроз, ни туч.                 Осенью надела.    (Рябина)

Я кормлю свиней и белок -        

Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб)

Череп – п + муха = ?  (Черёмуха)

Какое дерево летом пускает пух?  (Тополь)

Развешиваются фотографии деревьев.

  1. Постановка учебной задачи.

 - Зачем нужны деревья?

Прослушиваются версии учащихся. (Деревья очищают воздух. Деревья – дом для животных и птиц. Деревья красивы.)

Беседа о красоте осенних деревьев.

Для наглядности обращается внимание детей на деревья, видимые из окна класса.

Викторина «Знаешь ли ты?»:

  1. В какой цвет красит осень деревья и кустарники?

Берёзу? (жёлтый), липу? (коричневый), рябину, калину, осину, черёмуху? (красный), клён? (оранжевый) и т.д.

Какие деревья и кустарники остаются зелёными? (Ели, сосны, сирень)

  1. Какое дерево самое высокое в мире? (Секвойя)
  2. Какое дерево самое низкое? (Карликовая берёза)
  3. Из какого дерева делают спички? (Осина)
  4. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Берёза)
  5. Какое дерево называют плакучим? (Ива)
  6. Из какого дерева плетут корзины? (Ива)
  1. Усвоение новых знаний.
  1. Слово учителя.

- Ребята, красоту нашей природы и разнообразие деревьев нашего края воспевали писатели, поэты, музыканты, художники. Но каждый делал это по-своему. Давайте послушаем рассказ Г.Скребицкого «Художник-осень»,

стихи А.С.Пушкина «Анчар», И. Токмаковой «Яблонька», «Ели» в чтении одноклассников.

   Художники деревья пишут красками, мастерски пользуясь цветом. Посмотрите на репродукции картин известных художников, где изображены деревья.

    Учитель знакомит детей с работами классиков пейзажной живописи: (русских, татарских), а также  - местных самодеятельных художников, чьи картины висят в классе.

   - Ребята, самым замечательным мастером в изображении деревьев родного края был великий русский художник, наш земляк И.И.Шишкин. Учитель показывает портрет И.И.Шишкина.

Он родился и вырос в Елабуге. Город Елабугу окружают леса. С детства будущий художник очень любил гулять в сосновом бору. Каждая прогулка по лесу заканчивалась рисунком. А когда 9 летний Иван начал учиться в Казанской гимназии, любимым уроком его было рисование. В Москве, где учился Шишкин в училище на художника, истинными его друзьями были деревья. Даже во время учёбы в Петербурге, в Академии художеств, Шишкин часто приезжал в Елабугу к своим величественным соснам, разговаривал с ними, рисовал их, очень любил родную природу. Он писал, что живопись – это живая беседа души с природой. Давайте послушаем  беседу художника  с деревьями.

   Знакомство с живописью И.И.Шишкина через его картины.

  1. Практическая работа по таблице.

- Ребята, давайте сейчас и мы станем маленькими художниками и попытаемся нарисовать своё любимое дерево. В этом нам поможет поэтапная таблица.

                                                1 этап.

   На первом этапе рисования схематически передадим облик дерева: наметим его высоту, положение ствола и массу кроны.

   Учитель рисует на доске, а дети – на альбомных листах.

                                               2 этап.

   На втором этапе рисуем силуэт дерева, то есть форму ветвей. Покажем толщину ствола от основания дерева к его вершине, нарисуем крупные ветви, отмечая их длину и направление движения. Затем выделим в кроне линиями форму всей массы листвы крупных ветвей.

                                                3 этап.

   На третьем этапе рисуем индивидуальные особенности в строении дерева: прорисовываем мелкие ветки, моделируем объёмную форму штрихами.

VI.Самостоятельная работа с акварелью.

   При работе с акварелью ученики пользуются брошюрами с рисунками деревьев. На доску вывешивается образец рисунка дерева.

   С целью усиления эмоционального восприятия детьми темы урока звучит фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Времена года»

 - Ребята, каким цветам отдадим сегодня предпочтение при раскрашивании дерева: холодным или тёплым?

(Тёплым: красный, жёлтый, зелёный ).

  1. Итоги урока.
  1. Выставка рисунков.
  2. Анализ рисунков.
  3. Выставление оценок.
  4. Уборка рабочих мест.
  5. Домашнее задание: вести наблюдения за осенними деревьями.

 

 - Спасибо за урок!

Г.Скребицкий. Художник-осень.

   Художник-осень покрыла берёзы и клёны лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучий дуб в медную кованую броню одела. Стоит могучий дуб-богатырь, густой листвой потряхивает. На развесистые липы надела тяжёлый убор из золотой парчи. И только иглы на ели и сосне не смогла разукрасить художник-осень. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

А.С.Пушкин. Анчар. ( Отрывки)

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскалённой,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит, один во всей вселенной.

Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит

И зверь нейдёт: лишь вихорь чёрный

На древо смерти набежит…

И.Токмакова. Яблонька.

Маленькая яблонька                           Я надела платьице

У меня в саду,                                     С белою каймой.

Белая-пребелая                                    Маленькая яблонька

Вся стоит в цвету.                               Подружись со мной.

И.Токмакова. Ели.

Ели на опушке –                                 А внучата-ёлочки,

До небес макушки –                           Тонкие иголочки -

Слушают, молчат,                              У лесных ворот

Смотрят на внучат.                             Водят хоровод.

               

       

nsportal.ru


Смотрите также